Персональный сайт учителя ОБЖ
персональный cайт учителя ОБЖ Глебова С.В. МОУ Кулуевская СОШ Аргаяшский муниципальный район Челябинская область Россия
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Приложение 19

к письму Министерства образования

О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2011-2012 учебном году

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно правовых актов в области безопасности.

Главной задачей подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе по 1 часу в неделю и включает в себя следующие содержательные линии: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях, оказание первой медицинской помощи.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования   и   науки   РФ   от   27.04.2007   г.      03-898   «Методические

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 09 марта 2004 года № 1312» на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования отводится на базовом уровне 70 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе) и 140 часов (по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах) на профильном уровне.

При этом более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:

– основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);

– безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядков);

– безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;

– пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

– основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

– мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

– государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;

– правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

– вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов);

– военно-историческая подготовка (военные реформы в истории российского государства, дни воинской славы в истории России);

– военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);

– государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации (символика Вооруженных Сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации).

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134                от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»:

– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, и определение порядка их финансирования. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов). Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно-патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях.

На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.

На основании выше изложенного рекомендуется:

– в районах создать совместно с военными комиссариатами учебные пункты для проведения учебных сборов на базе образовательных учреждений;

– учебные сборы проводить в первом полугодии, как подготовку к проведению районных и городских соревнований «Зарница», военизированных эстафет, строевых смотров, «Вахты Памяти».

Для учебно-методического обеспечения преподавания курса ОБЖ необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (Приложение 1).

В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г.           № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.

С учетом вышесказанного образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

– примерная программа основного общего образования по ОБЖ;

– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне.

Ссылка на примерные программы: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/, http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по ОБЖ для основной и средней полной школы, например:

1) Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», В.Н. Латчук,        С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2010.;

2) Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная, средняя (полная: базовый и профильный уровни) под общей редакцией      А.Т. Смирнова, М. : Просвещение, 2010.

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных (авторских) программ, соблюдая преемственность в обучении, должен использовать примерную программу и может также использовать авторскую. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения. Рекомендации по составлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) представлены в письме Министерства образования и науки Челябинской области от 21.07.2009 г. № 103/3404.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897            от 17.12.2010 г. введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования начинается с 01 сентября 2015 года.

Новые подходы определяются в следующих нормативных документах и методических материалах:

1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный адрес]. –http://ipk74.ru/kafio/rcsfgos/files/2011/03/fgos_ooo.doc;

2) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.;

3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] : учебное издание / А.Я.  Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.;

4) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.;

5) Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности  5-9 класс [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2011. – 47 с.;

6) Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.

Примерная программа, разработанная на основе нового ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум по одному часу в неделю в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя, что при составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном плане учебное время до 175 часов за счет часов вариативной части базисного плана. Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ        от  7 сентября 2010 г. № 1507-р   «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»).

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 

Организация воспитательной и внеурочной работы

Внеклассная работа должна быть направлена на формирование специальных знаний и умений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития познавательных интересов и способностей школьников. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является регулярное массовое участие учащихся во внеклассных мероприятиях в течение учебного года. К формам внеклассной работы по ОБЖ относятся:

1) кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);

2) секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);

3) тематические викторины, КВН;

4) смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);

5) спортивные мероприятия прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.; военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа безопасности», «Салют, Победа» и др.);

6) тематические экскурсии;

7) встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, Органами ГО и ЧС, МВД, ГИББД и т.д.;

8) туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой медицинской помощи» и др.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ. Всероссийская олимпиада школьников по предмету представляет собой комплексное соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по ОБЖ для общеобразовательных школ. Исходя из этого, необходимо активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и практической подготовок, используя материалы прошедших олимпиад. Также в своей работе педагогам необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 № 695 «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников».

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 09.02.2007 г. № 17-ФЗ освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.

Государственная (итоговая) аттестация по ОБЖ в 9-х классах общеобразовательных учреждений может проводиться в устной форме (по билетам) и в форме тестирования в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами. В экзаменационные билеты и тестовые задания включаются вопросы обязательного минимума содержания образовательной программы основной и средней (полной) школы.

Содержание, структура и оформление экзаменационных материалов для итоговой аттестации, предъявляемых школами, должны соответствовать требованиям нормативных документов и включать в себя пояснительные записки к экзаменационным и тестовым заданиям, экзаменационные (тестовые) задания с ответами, критерии оценивания знаний выпускников, список литературы. Все материалы итоговой аттестации должны быть согласованы с экспертными комиссиями при муниципальных органах управления образованием, утверждены администрацией общеобразовательного учреждения.

 

 

 

 

Кислякова С.С.

264-01-26

http://ipk74.ru/news/instruktivno-metodicheskoe-pismo-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-chelyabinskoj-oblasti-ot-18-iyulya-2011-1034286-o-vvedenii-fgos-noo-v-2011-2012-uchebnom-godu

 

-->
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Кулуево
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поисково-спасательная служба Челябинской области
  • Единая дежурно-диспетчерская служба города Челябинска
  • сайт иноваций Аргаяшя и района
  • сайт МОУ Кулуевской СОШ
  • информационно методическая служба
  • Сайт Татьяны Глебовой
  • Радиационная обстановка
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Персональный сайт Глебова С.В.
    Сделать бесплатный сайт с uCoz