Приложение 19
к письму
Министерства образования
О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2011-2012 учебном году
Основы
безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная
система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности
человека в области безопасности
жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
Учебный предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности» реализует основные
положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об
образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об
экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной
безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе»,
постановлений Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской
Федерации к военной службе», «О
статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской
Федерации и других нормативно правовых актов в области безопасности.
Главной задачей подготовки обучающихся
по основам безопасности жизнедеятельности
является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности,
общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой
ступени общего образования
изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте
государственного образовательного стандарта.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное
изучение учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» в 8 классе по 1 часу в неделю и включает в себя
следующие содержательные линии: обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни, безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях, оказание первой
медицинской помощи.
В соответствии
с письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Министерства образования и
науки РФ от
27.04.2007 г. №
03-898 «Методические
На основании приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в
федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 09
марта 2004 года № 1312» на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» для
среднего (полного) общего образования отводится на базовом уровне 70 часов (по
1 часу в неделю в 10 и 11 классе) и 140 часов (по 2 часа в неделю в 10 и 11
классах) на профильном уровне.
При этом более детальному изучению подлежат
следующие образовательные направления:
– основы здорового образа жизни (факторы,
укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);
– безопасность в социальной среде (безопасность при
террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных
вооруженных конфликтах и массовых беспорядков);
– безопасность при возникновении чрезвычайных
ситуаций военного характера;
– пожарная безопасность и правила поведения при
пожаре;
– основные направления деятельности государственных
организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
– мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени;
– государственные службы по охране здоровья и
обеспечению безопасности граждан;
– правовые основы организации обеспечения
безопасности и защиты населения;
– вопросы государственного и военного строительства
Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной
доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре
государственных институтов);
– военно-историческая подготовка (военные реформы в
истории российского государства, дни воинской славы в истории России);
– военно-правовая подготовка (правовые основы защиты
государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к
военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы,
воинская дисциплина);
– государственная и военная символика Вооруженных
Сил Российской Федерации (символика Вооруженных Сил Российской Федерации, ритуалы
Вооруженных Сил Российской Федерации).
В соответствии с приказом Министра обороны
Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации №
96/134 от 24.02.2010 г.
«Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования и учебных пунктах»:
– обучение граждан начальным знаниям в области
обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях
осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
– обучение граждан начальным знаниям в области
обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение
ежегодных учебных сборов, и определение порядка их финансирования. К участию в
учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных
учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий
по состоянию здоровья.
Планирование и организация учебных сборов
осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в
сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с
военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся
учебные сборы.
Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35
учебных часов). Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В
местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются на базе
региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе,
военно-патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных
учреждениях.
На базовом и профильном уровне предусмотрено
совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела
«Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются
необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов
организуются занятия по изучению разделов программы
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов,
П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с
Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего
образования.
Руководитель образовательного учреждения и
педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение
граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы,
совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно
согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты
размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения
их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.
На основании выше изложенного рекомендуется:
– в районах создать совместно с военными
комиссариатами учебные пункты для проведения учебных сборов на базе
образовательных учреждений;
– учебные сборы проводить в первом полугодии, как
подготовку к проведению районных и городских соревнований «Зарница»,
военизированных эстафет, строевых смотров, «Вахты Памяти».
Для учебно-методического обеспечения преподавания
курса ОБЖ необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. №
2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (Приложение 1).
В соответствии со ст. 32 Федерального закона
Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения
относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от
01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст.
14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем
государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на
основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать
достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными
государственными образовательными стандартами.
С учетом вышесказанного образовательное учреждение
обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных
учебных программ, которые конкретизируют содержание предметных тем
образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по
разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного
процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства
образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, на основе которого разработаны:
– примерная программа основного общего образования
по ОБЖ;
– примерная программа среднего (полного) общего
образования по ОБЖ на базовом уровне;
– примерная программа среднего (полного) общего
образования по ОБЖ на профильном уровне.
Ссылка на примерные программы: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/, http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.
Авторскими коллективами различных российских
издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько
комплектов вариативных (авторских) программ по ОБЖ для основной и средней
полной школы, например:
1) Программы для учащихся общеобразовательных
учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. :
Дрофа, 2010.;
2) Программы общеобразовательных учреждений «Основы
безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная, средняя
(полная: базовый и профильный уровни) под общей редакцией А.Т. Смирнова, М. : Просвещение, 2010.
При составлении рабочей учебной программы учитель
может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо
любую из вариативных (авторских) программ, соблюдая преемственность в обучении,
должен использовать примерную программу и может также использовать авторскую. Порядок
согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется
локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения. Рекомендации по
составлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
представлены в письме Министерства образования и науки Челябинской области от
21.07.2009 г. № 103/3404.
В соответствии с приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г. введение
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования начинается с 01 сентября 2015 года.
Новые подходы определяются в следующих нормативных
документах и методических материалах:
1) Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
[Электронный адрес]. –http://ipk74.ru/kafio/rcsfgos/files/2011/03/fgos_ooo.doc;
2) Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.;
3) Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России [Текст] : учебное издание / А.Я.
Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. :
Просвещение, 2010. – 24 с.;
4) Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В.А.
Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.;
5) Примерные программы по учебным предметам. Основы
безопасности жизнедеятельности 5-9 класс
[Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2011. – 47 с.;
6) Фундаментальное ядро содержания общего
образования (проект) [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.
– М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
Примерная программа, разработанная на основе нового
ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум по одному часу в неделю
в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя, что при составлении рабочей
программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном плане
учебное время до 175 часов за счет часов вариативной части базисного плана.
Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение
ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от
7 сентября 2010 г.
№ 1507-р «О плане действий по модернизации общего
образования на 2011 - 2015 годы»).
Программы отдельных учебных предметов, курсов
разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в
структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны
содержать:
1) пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики
учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета,
курса;
3) описание места учебного предмета, курса в
учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного
предмета, курса.
Организация
воспитательной и внеурочной работы
Внеклассная работа должна быть направлена на
формирование специальных знаний и умений в области обеспечения безопасности
жизнедеятельности и развития познавательных интересов и способностей
школьников. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является
регулярное массовое участие учащихся во внеклассных мероприятиях в течение
учебного года. К формам внеклассной работы по ОБЖ относятся:
1) кружки по военно-технической и профессиональной
подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный»
и др.);
2) секции по прикладным видам спорта (спортивное
ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);
3) тематические викторины, КВН;
4) смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка,
девушки!» и др.);
5) спортивные мероприятия прикладной направленности
(по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным
видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница»,
«Орленок» и др.; военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа
безопасности», «Салют, Победа» и др.);
6) тематические экскурсии;
7) встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями
России, Органами ГО и ЧС, МВД, ГИББД и т.д.;
8) туристические походы с выполнением практических
заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой
медицинской помощи» и др.
Логическим продолжением программы во внеурочное
время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ.
Всероссийская олимпиада школьников по предмету представляет собой комплексное
соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков,
предусмотренных учебной программой по ОБЖ для общеобразовательных школ. Исходя
из этого, необходимо активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов
и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и
практической подготовок, используя материалы прошедших олимпиад. Также в своей
работе педагогам необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 02.12.2009 № 695 «Положение о Всероссийской
олимпиаде школьников».
Организация
оценивания уровня подготовки обучающихся
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона «О
внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 09.02.2007
г. № 17-ФЗ освоение образовательных программ основного общего, среднего
(полного) образования и профессиональных образовательных программ завершается
обязательной итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ
обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.
Государственная (итоговая) аттестация по ОБЖ в 9-х
классах общеобразовательных учреждений может проводиться в устной форме (по
билетам) и в форме тестирования в соответствии с требованиями, предъявляемыми
нормативными документами. В экзаменационные билеты и тестовые задания
включаются вопросы обязательного минимума содержания образовательной программы
основной и средней (полной) школы.
Содержание, структура и оформление экзаменационных
материалов для итоговой аттестации, предъявляемых школами, должны
соответствовать требованиям нормативных документов и включать в себя пояснительные
записки к экзаменационным и тестовым заданиям, экзаменационные (тестовые)
задания с ответами, критерии оценивания знаний выпускников, список литературы.
Все материалы итоговой аттестации должны быть согласованы с экспертными
комиссиями при муниципальных органах управления образованием, утверждены
администрацией общеобразовательного учреждения.
Кислякова
С.С.
264-01-26
http://ipk74.ru/news/instruktivno-metodicheskoe-pismo-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-chelyabinskoj-oblasti-ot-18-iyulya-2011-1034286-o-vvedenii-fgos-noo-v-2011-2012-uchebnom-godu
|